Идея сдавать самокаты в аренду пришла предпринимателю Василию Быкову в аэропорту. Обучаясь в бельгийской бизнес-школе Vlerick, он часто летал домой в Калининград, и в какой-то момент ему надоело ходить пешком по терминалам. «Я стал использовать чемодан-самокат и пожалел, что не могу иметь самокат в каждом городе, куда прилетаю, а не летать вместе с ним», — вспоминает Быков в интервью РБК. В мае 2015 года Быков познакомился с Алексеем Костырем, которого заинтересовала самокатная идея. Вдвоем они задумали развернуть сеть мини-станций проката обычных (без электродвигателя) самокатов, где каждый пользователь сможет оплатить услугу со смартфона и превратить, например, 20-минутную пешую прогулку в 5-минутную поездку на самокате. «Станция на десять самокатов занимает всего 1,5 кв. м. Она органично впишется везде, и при этом человек будет чувствовать себя свободным — сможет сократить время на дорогу и оставить самокат на следующей станции», — объясняет Быков. Осенью 2015 года Быков зарегистрировал компанию «Самокат шеринг». Компания подала заявку на конкурс стартапов GenerationS — и в декабре заняла второе место в треке Smart City, получив грант в 1,2 млн руб. от GenerationS и 2 млн руб. от фонда Бортника. Благодаря конкурсу стартап получил возможность сотрудничества с девелоперской компанией «Мортон», которая была индустриальным партнером трека Smart City.
«Когда они только пришли, у них едва сформировались идея и команда, но за полгода, что длился цикл акселерации, они разработали план, сделали прототип и свой продукт», — рассказала РБК директор департамента инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова. Два колеса и руль К настоящему времени в Samocat Sharing вложено €100 тыс., большую часть которых Быков взял из собственных сбережений, нажитых вендинговым бизнесом в Калининграде. Из них 3,5 млн руб. ушло на создание прототипа самокатной станции, железо для которой произвели в Калининграде, а облачное решение и электронику разработали с помощью Лаборатории аэрокосмической инженерии МГУ. Сейчас у компании есть готовый прототип станции на четыре самоката (по плану стандартная станция будет включать 12 ячеек, из которых десять будут заняты самокатами). Первый самокат в феврале 2016 года собрали в Китае на базе модели французского производителя Decathlon. «Нам пришлось адаптировать их вариант, чтобы выставлять его на улице для общего пользования», — говорит Быков. На «прокатную» версию установили более прочные колеса (диаметром 10 дюймов) и тяжелые подшипники, рассчитанные на большую нагрузку, а также поставили все откручиваемые детали на заклепки или неснимаемые болты, поверхность покрыли антикоррозийным составом.
В руль встроили электронные датчики, чтобы отслеживать местонахождение самоката и сообщать о его поломках. Бизнес-модель Быков считает, что каждая ячейка с самокатом будет стоить около 30 тыс. руб. Первые тестовые станции компания планирует запустить в работу в мае сразу в двух городах — Москве и Берлине. Быков рассчитывает, что часть затрат на установку и обслуживание самокатных станций возьмет на себя бизнес. «Например, город установит сеть станций на центральных вокзалах и остановках за свой счет, но если появляется предприниматель, у которого ресторан в 1–2 км от станции метро, он запросто покупает станцию и с помощью нашей облачной платформы подключает ее к общей сети», — объясняет он. В этом случае бизнес получит дополнительную прибыль за счет притока новых клиентов, а также будет собирать непосредственно пользовательскую плату от использования самокатов. По словам Быкова, с ноября 2015 года стартап получил более 200 заявок от заинтересованных предпринимателей. Сейчас Samocat Sharing рассматривает две основные модели. Первая — общественная, когда город или бизнес устанавливают станции в парках, на променадах, набережных и в прочих туристических зонах. Вторая — корпоративная, когда крупное предприятие устанавливает сеть станций, чтобы сократить расстояние между корпусами и сэкономить время, которое сотрудники тратят на перемещение по территории. По расчетам Быкова, установка 5 тыс. самокатных станций возле крупных транспортных узлов, станций метро и остановок в Москве обойдется городу в 1,5–2 млрд руб. При этом каждая станция будет генерировать еще две-три станции, которые будет устанавливать малый бизнес, чтобы привлекать к себе клиентов.
Samocat Sharing будет получать комиссию за обработку платежей и скоринг клиентов. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расценки для пользователей Быков предлагает демократичные: 500 руб. в месяц или 100 руб. в день за неограниченный доступ к самокатам. Для сравнения: доступ к городской системе велопроката в 2015 году стоил 150 руб. в сутки и 600 руб. в месяц. Быков считает, что при таких расценках сеть из 125 станций (1250 самокатов) будет приносить 5 млн руб. выручки в месяц при условии, что на один самокат будет куплено десять абонементов. «За туристический сезон с мая по сентябрь сеть может принести 35 млн руб. выручки и фактически окупить затраты на свое создание, — считает предприниматель.
— В наших расчетах возврат инвестиций в точку проката в парковой зоне происходит за два-три месяца, в городе — за два года». Быков рассчитывает, что московские власти заинтересуются его проектом, хотя пока не общался с ними. Но в департаменте транспорта столицы пока сосредоточены на развитии инфраструктуры для велосипедистов. В 2016 году в городе продолжат расширять сеть велопроката (в 2015 году она включала 300 станций), а также планируют запустить прокат электровелосипедов, рассказали РБК в департаменте транспорта. Но в Samocat Sharing не унывают: они ведут разработку электросамоката, который, правда, получается вдвое дороже, чем обычный, и готовятся предложить свои услуги строительной компании Vinci, которая в марте должна принять решение об установке нескольких пилотных самокатных станций в аэропортах Страсбурга и Франкфурта.