В Лериде сохранились два собора, но самый известный - это собор Санта-Мария , который с 1918 года известен как « Сеу Велла », национальный памятник.
Его строительство началось в 1203 году, и его первый учитель, Пере Са Кома, спроектировал завод в романском стиле на месте, где должна была быть мусульманская мечеть. Несмотря на свое освящение в 1278 году епископом Гильермо де Монткада, работы продолжались до шестнадцатого века, так что здание представляет собой грозное сочетание окончательного романского и готического, первого с точки зрения его общей структуры и второго в декоративных деталях и других элементах.
Фелипе V превратил памятник в казарму, интегрировав его в военную цитадель, и оставался таковым до 1947 года, начав реставрацию два года спустя. Именно в тот момент, когда религиозный культ был заброшен для использования в военных целях, был спроектирован новый собор Лериды, расположенный в центре города.
Церковь
Церковь имеет план латинского креста в виде базилики, с тремя нефами, разделенными тремя большими крестообразными колоннами с шестнадцатью прикрепленными колоннами, на которых возвышается множество огней с круглыми окнами; высота нефа (19 метров в центре и 10,40 в поперечном направлении) демонстрирует определенное цистерцианское влияние, поскольку оно сохраняет типичное соотношение 2 к 1, хотя и в более скромных измерениях, чем в Поблете или Таррагоне; эта пропорция позволяет усиливать конструкцию посредством опор вместо типичных готических опор.
Крест сформирован благодаря отмеченному трансепту, в котором были открыты пять апсид, центральная значительно больше, а самая северная исчезла; два меридионаля были изменены в готическом периоде. Покрытия из Crucería на кораблях и трансепто, и типичные комнаты сферы в апсидах.
Над трансептом возвышается сказочный восьмиугольный купол на фермах с полом готических окон под карнизом слепых арок романской традиции. У ног открыты три полуточечных дверных проема, которые соединяют церковь с обителью под глазком, похожим на глазок Сантеса Креуса, с арками, соединенными два на два, и центральной темой переплетения; Есть еще три другие входные двери в храм, в фронтонах трансепта и в южной стене нефа.
Готическая башня и обитель Сеу Велла де Санта Мария
Как будто это был атриум, у подножия храма стоит монастырь, с конца 13-го века и полностью готический. Его растение состоит из неправильного квадрата с четырьмя крыльями, покрытыми ребристыми сводами, который представляет собой отличительный характер южного, открытого снаружи грандиозными готическими окнами в качестве смотровой площадки. В северной части недавно были обнаружены остатки того, что должно было быть примитивным собором города, с середины 12-го века.
К юго-западному углу примыкает мощная восьмиугольная колокольня высотой 70 метров, увенчанная несколько меньшим полом и украшенная вершинами; Он был построен между 1364 и 1426 годами. Рядом с этой башней, в центре западного фасада обители, находится единственный готический фасад комплекса, Пуэрта-де-лос-Апостолес, со второй половины 14-го века и украшенный изображениями апостолы и окончательный суд на тимпане.
Монументальная скульптура
Скульптурное убранство важно, но оно сосредоточено в основном на двух блоках: с одной стороны, капители внутренней части церкви, окна головы и нефа и те, которые поддерживают аркады монастыря. С другой стороны, большие романские накрытия, которые дают доступ к храму и заслуживают отдельного анализа. В вышеупомянутых столицах представлены самые разные темы: овощи, переплетение, зооморфность и историчность, в основном с темами, взятыми из Ветхого и Нового Заветов, а также оскверненные сцены (музыканты, охота).
Это произведения четкой романской традиции, хотя в случае монастыря опора колонны имеет готическую структуру. В них различаются два стиля: один из окситанских традиций, в котором основное внимание уделяется голове, что предполагает существование учителей из Лангедока, и другой, известный как «школа Лериды», на кораблях и восточных сводах Готический монастырь.
Романские обложки
Из шести полуточечных порталов церкви три имеют свои собственные имена: имена трансепта (двери Сан Беренгарио и Аннунциата, соответственно, к северу и югу, возведенные около 1215 г.) и южного нефа ( Порта делс). Fillols , построенный между 1215 и 1220); Они соответствуют вышеупомянутой школе в Лериде, а также центральному доступу к монастырю (между 1210 и 1220).
Стиль Лериды характеризуется обильным украшением в архивах и столицах дверных проемов, с фризами с алмазными наконечниками, зигзагами, перекрещенными арками, растительным переплетением и медальонами с надписанными животными, среди прочих причин.
На столицах любимые темы зооморфны: животные сталкиваются или погружаются в растительные клубки, расположенные непрерывной полосой вдоль всех колонн. Во всем этом вы можете увидеть влияния из Тулузы, Нормана и мудехара.
В дополнение к изложению принципов стиля Lleida, эти порталы представляют другие особенности, такие как рельеф с анаграммой Христа на дверях La Anunciata или фигуры Девы и Ангела, которые составляли группу Благовещения, и что они размещены в нишах пятнадцатого века рядом с обложкой этого имени; это покрытие также известно как Пуэрта-дель-Паласио, потому что оно когда-то сообщалось с исчезнувшим дворцом архиепископа.
Наконец, главная обложка Fillols - это та, которая представляет большее богатство декоративных мотивов, и считается шедевром группы, служа образцом для других обложек области, таких как Agramunt, Gandesa, Nuestra Señora. Салас, Вилаграсса, Гиссона или Верду.
(Автор текста статьи / автор ARTEGUIAS: Хавьер Браво)
Больше информации, связанной со средневековым искусством Лериды
Помимо ссылок в левом меню, где вы найдете информацию о
Посетите романскую страницу в Лериде
Посетите готическую страницу в Каталонии