Опубликовано: 31.10.2018
Плохая презентация похожа на плохую сделку — слушатели пытаются понять докладчика, а он безуспешно пытается донести свою идею, в итоге обе стороны, потратив время, остаются ни с чем. Хорошая презентация приводит к тому, что аудитория, потратив время, готова заплатить миллионы за новый и незнакомый продукт . Присмотрись к своим презентациям — мы нашли 7 признаков того, что с ними плохо поработали.
1. Не стоит делать заметок
Что это значит. Меня можно не слушать, все равно я вышлю вам на почту презу с кучей текста.
Хорошую презентацию не перегружают текстом и тем более не зачитывают текст со слайдов вслух. Информация должна быть представлена наглядно и понятно, главное в ней — ваши идеи и мысли, а текст играет лишь вспомогательную роль.
Как правильно делать. Слайд ниже — хорошая иллюстрация того, сколько текста можно себе позволить. Если есть возможность, лучше еще меньше. Текст необходимо давать тезисно, а не сложными предложениями.
Текст всегда тяжелее рассмотреть и запомнить, именно поэтому так популярна инфографика. Визуализация увеличивает желание посмотреть материал на 80%, а выступление с презентацией убеждает 75% слушателей против 50% — без презентации.
Что это значит. Часть информации даже докладчик считает не важной.
Когда ты пытаешься втиснуть в 10 минут выступления всю историю своей компании, придется делать калейдоскоп слайдов, а потом постоянно проклацывать их со словами: "Это не очень важно", "Это можно пропустить" или "Этот слайд посмотрите дома".
Посетители презентации пришли, чтобы получить важную, новую и полезную информацию. А когда ты сам говоришь, что кусок твоей презентации не важен, у гостей появляется впечатление, что они зря сюда пришли.
Как надо делать. Отфильтруй нужную для аудитории информацию от лишней. Самостоятельно это может быть сложно сделать, поэтому посоветуйся и с коллегами, и с кем-то из целевой аудитории твоего выступления.
Что это значит. Спикер собирается рассказать обо всем, это будет долго и скучно.
Это убийственная для успешной презентации фраза — аудитория вместо того, чтобы воспринимать, готовится фильтровать информацию и скучать. Не надо пытаться представить в презентации максимум информации, достаточно выделить ключевые моменты, а глубокие обзоры стоит оставить аналитикам. Это же презентация, а не годовой отчет компании.
Как правильно делать. После того, как ты отфильтровал нужную для аудитории информацию от лишней, важно понять, что изобразить в презентации, а что — сказать.
Что в презентацию в целом, что на отдельный слайд не нужно пытаться поместить все данные, которые у тебя есть. Во-первых, тщательно выбери самые важные факты, которые критически важны для аудитории. Во-вторых, на одном слайде проиллюстрируй только один факт. Следуй примеру презентации Smart Farming.
4. Я достаточно вам наскучил
Что это значит. Ты автоматически хочешь побыстрее закончить выступление, потому что понимаешь, что аудитории скучно.
Как правильно делать. Презентация должна быть интересной и яркой. Если презентация все-таки скучная, попробуй оживить ее любопытными фактами и цитатами. Также следует регулярно подводить краткие итоги. Общайся с гостями, задавай им вопросы и проси их задавать вопросы тебе. Вниманием аудитории нужно управлять (и это сложно).
5. Я расскажу вам историю
Что это значит. Я трачу ваше время и внимание на вводные фразы, вместо того чтобы доносить идеи.
Как правильно делать. Не нужно говорить, что сейчас будет какая-то история или кейс — их нужно встроить в презентацию таким образом, чтобы они органично иллюстрировали представленную информацию. Мы не говорим друзьям: "Сейчас я поделюсь с тобой воспоминанием", а говорим: "Помнишь, как мы с тобой?"
Что это значит. Я трачу ваше время на общеизвестные факты.
Ты — эксперт и хорошо поработал с информацией, представленной в презентации. Ты должен давать слушателям новые знания, ради которых они пришли, а не повторять то, что они знают. Повторение подчеркивает слабость позиции докладчика.
Как правильно делать. Когда готовишь презентацию, тщательно подумай: ты собираешься говорит о том, о чем ты хочешь, или о том, что интересно аудитории?
Что это значит . Скорее всего, спикер, который так говорит, недооценивает свою аудиторию, считает себя умнее ее. Либо график действительно очень сложный.
Зрители быстро теряют интерес, увидев что-то очень сложное. Не нужно дополнительно акцентировать внимание на сложности материала. Упрощай в презентации все, что возможно — в тяжелых для понимания графиках и таблицах аудитория даже не станет разбираться.
Как правильно делать. "Киевпассервис" хотел показать данные о зарплате своих сотрудников. Мог бы вывести на слайд табличку, но вместо этого нарисовал визуально простой и элегантный график.
Другой пример — годовой отчет банка ПУМБ, выполненный в виде инфографики. Этот слайд показывает, как формируется операционная прибыль. Сложная формула показана с помощью простых визуальных элементов — треугольников. Треугольники иллюстрируют порядок формирования операционной прибыли, а их размер демонстрирует величину показателя.
Есть вопросы?
Что это значит. На самом деле, это нужная фраза. Она показывает, что спикер беспокоится о реакции зала на свое выступление.
В вопросах нет ничего плохого, плохо, что их обычно задают в конце презентации, когда времени уже мало или когда у слушателей в голове много мыслей.
Как правильно делать. Лучше всего регулярно предлагать аудитории задавать вопросы — несколько раз, в середине спича.
Выступление перед аудиторией — это пьеса в миниатюре, и ты в ней и режиссер, и актер, и декоратор. Поэтому каждый слайд презентации должен иметь смысл. Твоя презентация будет выделяться из множества других, если ты тщательно ее проработаешь и поставишь себя на место слушателей.
Любая мелочь может стоить успеха, как, например, зависший во время презентации IPhone X стоил акционерам Apple сотен миллионов долларов. Поэтому подготовку презентации лучше отдать профессионалам.