Опубликовано: 07.02.2019
Регулирование проверок деятельности предпринимателей
Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г.
Появление этого Указа Президента Украины вызвано в первую очередь тем, что предпринимательство в Украине находится под давлением чрезмерного государственного регулирования.Необходимость выполнения значительного количества установленных различными нормативами разного уровня правил и процедур тормозит появление на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности и мешает нормальной работе уже действующих субъектов предпринимательства. В частности это касается многочисленных проверок контролирующих органов, которых насчитывается около тридцати.
- использование служебного положения в личных интересах;
- трактовка законодательства исключительно в пользу проверяющих; - принуждения предпринимателей к перечислению средств в различные фонды и организации; - навязывание предпринимателю различных компьютерных программ; - проверки субъектов предпринимательской деятельности без соответствующих разрешений, по собственной инициативе; - превышение допустимой частоты проверок. При этом зачастую контролирующие органы руководствуются не законами, а подзаконными актами или ведомственными инструкциями, которые не прошли соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции Украины.Плановая проверка
Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.
Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется только в том случае, если ему не позднее, чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное сообщение с указанием даты ее проведения.
Внеплановая выездная проверка
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а). по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;
б). субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности; в). выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности; г). субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки; д). в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса; е). проводится реорганизация (ликвидация) предприятия. Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте "е", проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий. Внеплановая выездная проверка может осуществляться на основании решения Кабинета Министров Украины.Контролирующие органы Контролирующие органы, которые имеют право проводить плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности субъектов предпринимательской деятельности.:
а). органы государственной налоговой службы - относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
б). таможенные органы - относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы; в). органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы - относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированнных за счет бюджетных средств; г). органы Пенсионного фонда Украины - относительно уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Указанные контролирующие органы имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности только в указанных пределах их компетенции.Осуществление плановых и внеплановых выездных проверок по указанным вопросам другими государственными органами запрещается.
Если к Вам "пришли"
В соответствии с Порядком координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 112, плановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности проводятся контролирующими органами одновременно в день, определенный и сообщенный субъекту предпринимательства за 10 дней до начала проверки органом государственной налоговой службы.
По результатам проведенных плановых выездных проверок работниками каждого контролирующего органа составляются отдельные акты (справки) в соответствии с их компетенцией и принимаются необходимые меры. В Указе Президента Украины от 23.07.98 г. рекомендовано предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должность и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Форма и порядок ведения журнала регистрации проверок установлен приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель. Представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив в соответствующий контролирующий орган. Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не осуществляются, если субъект заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного ущерба.Государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, серии и номере паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют право разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу.