* РБК — новости

* *

Главная Новости

Масштаб цен не исчез с исчезновением золотых денег. Современный масштаб цен, как уже отмечалось ране

Опубликовано: 12.01.2019

Масштаб цен не исчез с исчезновением золотых денег. Современный масштаб цен, как уже отмечалось ранее, это денежная единица измерения цен, это соотношение цен товаров и денежной единицы. Масштаб цен - это не «техническая» функция денег, как может показаться на первый взгляд. Она тесно связана с динамикой цен товаров и услуг, цены зависят от множества факторов, в том числе от затрат общественно необходимого труда, от динамики предельной пользы и потребительских предпочтений, от доходов населения, от валютных курсов, от мировых цен на нефть, наконец, от соотношения спроса и предложения в целом. Всякая мера условна, но это не отменяет вышесказанного. Деньги - это не физическая единица измерения и счета, это экономическая единица счета - вот в чем вся соль этой проблемы.


Zeitgeist: Moving Forward (2011)

О современных деньгах как всеобщем меновом эквиваленте следует сказать более подробно.

Главное не в том, чтобы приравнять товар к какому-то товару эквиваленту (в том числе к полноценной монете), а в том, чтобы выразить меновое отношение каждого товара ко всем другим. С помощью, каких денег это делается, с помощью золотых монет, с помощью бумажных банкнот или записей на счетах - вопрос второстепенный. Однако почему деньги не обязательно быть товаром и им достаточно быть записью на каком-нибудь долговом обязательстве, т.е. денежном документе общепринятой формы? Эмитент - государство, банк гарантирует рублей их покупательную силу в соответствии с обозначенной суммой (номиналом) - это общепринятые и узаконенные формы денег и денежных расчетов. Современные деньги, как и любые другие, это единство их как меры стоимости и средства обращения, остальные функции производны.

Суть современных денег не в том, что они сами - действительная стоимость, что на их производство затрачен труд и его количество отражается в номинале, а в том, что они - бытие меновой стоимости, всеобщий меновой эквивалент, всеобщая цена, отделенная от товаров; они представляют образ стоимости товаров и удостоверяют ее при расчетах.

Это по сути общая сущность денег. Покупательная сила современных денег зависит не от стоимости золота, серебра, а от количества денег, их редкости. Это со стороны денежной массы, скорости оборота денег. Со стороны же реальной экономики на покупательную силу денег и их количество в обращении влияют цены и доходы. Так, в первой половине 90-х гг. в России не было так, что сначала росли цены и номинальные доходы, а потом денежная масса. Но в иных ситуациях может быть по-другому. Эти переменные взаимопропорциональны.

Остаются ли современные деньги товаром? Вне товарных , рыночных отношений они были бы не нужны. Товары, цены, деньги друг без друга существовать не могут, это единое целое - рыночная экономика. Поэтому без всякой натяжки можно сказать, что современные деньги - товар, но это не вещная товарность золотых и серебряных монет, это товарность услуги кредитного свойства. Например, банк дает ссуду под процент. Это банковская услуга клиенту. Ссудный процент - это плата за услугу, цена кредита, а значит, цена денег. Все, что продается, покупается, обменивается на возмездной, эквивалентной основе, приобретает свойство товара, деньги - в первую очередь, так как они обладают самой высокой ликвидностью из всех товаров. Можно привести и другой пример, более массовый. Все мы работаем ради зарплаты, за деньги. Это самые настоящие товарные денежные отношения, более или менее эквивалентный обмен.

Таким образом, современные деньги как экономическое явление, выполняя свои функции, выступают не только как условно-счетные единицы (счетные деньги), как средство купли-продажи, но и как представители стоимости товаров, носители цен и доходов. А это значит, что они тесно связаны с товарным производством, торговлей, финансами и кредитом, т.е. с реальной экономикой.

Перейти на страницу:

1 2 3 4 5   6

Реклама

Популярные новости


Реклама

Календарь новостей

Реклама

Архив новостей

Реклама

rss